Паломничество в Индию (часть-2)

Опубликовано Vyasadeva - сб, 12/09/2017 - 15:19

Продолжение статьи. Начало читать здесь


Содержание по датам:

  1. Последний день в Джаганнатха-Пури (2.03.2003)
  2. Поездка в Маяпур (3.03.2003)
  3. Маяпур Чандродая Мандир (4.03.2003)
  4. Джаяпатака свами махарадж (5.03.2003)
  5. Парикрама по Навадвипа-дхаме (6.03.2003)
  6. Парикрама: храм Господа Шивы, храм Господа Нрисимхи, Хари-Хара...(7.03.2003)
  7. Продолжение парикрамы:киртан (8.03.2003)
  8. Продолжение парикрамы:харинама (9.03.2003)
  9. Паломничество: Божества Шри Шри Джаганнатха Баладева и Субхадра (10-12.03.2003)
  10. Cамадхи Шрилы Гауракишоры Даса Бабаджи (13.03.2003)
  11. Экадаши (14.03.2003)

Последний день в Джаганнатха-Пури (2.03.2003)

Сегодня наш последний день в Джаганнатха-Пури. Утром я опять пошел читать джапу в храм Тота-Гопинатха. Я пришел еще затемно. Никого не было, и лишь одинокая лягушка прыгала по алтарной. Потом пришел мой знакомый пуджари, открыл все 3 алтаря, дал мне гонг, и мы вдвоем с лягушкой вели киртан для Господа, а пуджари проводил пуджу. Потом, когда я, дав пожертвование, уже стал уходить, пуджари попросил еще 200 рупий и показал мне колено Господа в которое вошел Господь Чайтанья. Там на черном мраморном колене Божества небольшая желтая прожилка. Потом пуджари дал мне еще два махапрасадных шарика и цветок лотоса от Господа Тота-Гопинатхи.

Около храма ИСККОН расположено несколько храмов, в которых стоят Божества спутников Господа Гауранги. С группой преданных мы прошли их, один за другим. Многим из этих храмов не хватает пожертвований, поэтому уровень поклонения Божествам очень невысокий. В некоторые храмы пуджари заходит только раз в день, а Божества одеты в какие-то гамчи. Один из таких храмов взял под свою опеку Шрила Индрадьюмна Свами. Это храм Шри Шри Радха Гиридхари, Божеств Шрилы Джагадананды Пандита. За ними ухаживают двое братьев-брахманов. Они большие друзья ИСККОН. У них есть книги, куда посетители записывают свои впечатления и пожелания. Там есть записи многих гуру ИСККОН. Очень много записей на русском языке. Там же пуджари показывали нам флаги с храма Господа Джаганнатхи. Самый большой флаг, который меняют раз в месяц, нельзя даже было развернуть по всей алтарной, такой он был длинный. А самый маленький, который меняют каждый день, длиной меньше метра. Его можно приобрести всего за 100 рупий. Нас угостили прасадом, и мы пошли дальше.

gandharvika-giridhari-hram

Мы посетили храм Шри Шри Кришны Баларамы. Этим Божествам поклонялся Чхота Харидас. Затем зашли поклониться Божествам Парамананды Пури. В храме Божеств Рагхунатхи даса Госвами уровень поклонения повыше, его поддерживают преданные из линии Рагхунатхи даса Госвами.

Во всех храмах, которые мы посещали в дхаме, я молился Божествам, чтобы в правильном сознании пройти все паломничество, не совершить оскорблений дхамы и ее жителей, а также я молился за всех преданных в России, которые так или иначе зависят от меня и которые просили молиться за них.

Мы пошли к храму Господа Джаганнатхи, неподалеку от которого по путеводителю нашли полицейский участок, на территории которого расположен колодец Парамананды Пури с "жидкой премой". Когда этот колодец был выкопан, в нем была соленая вода, и ее невозможно было пить. И тогда, чтобы удовлетворить Своего преданного, Господь Чайтанья призвал туда саму Гангу. С тех пор вода там стала кристально чистой. Мы попросили у полицейских ведро и веревку и набрали этой чудесной воды. Я сохранил ее и привез с собой в бутылочке в Россию.

kolodec kolodec-2

Мы еще четыре раза обошли вокруг храма Господа Джаганнатхи. Как сказал Шрила Джаяпатака Свами, если обойти храм три раза, это значит, что ты обошел всю вселенную. А если четыре раза то и весь духовный мир.

На обед мы заказали у нашего знакомого Туласи Джаганнатха прасад, но получилось гораздо дороже, чем в "Санкрафте". Игорь щедро оплатил прасад за всех преданных из нашей группы. Вайшнавы благословили его и молились за него.

А вечером мы поехали на вокзал и сели на поезд в Калькутту. Поезд идет всего одну ночь, поэтому мы все ехали в недорогом плацкартном вагоне (за 240 рупий).

Поездка в Маяпур (3.03.2003)

Я проснулся утром в 3.45. Ачала прабху уже повторял мантру. Скоро встали все преданные. Поезд пришел около 9 утра. Мы разделились, так как у Ачалы прабху были еще дела в Калькутте. Он купил очень хорошую фисгармонию за 220 долларов. Потом они с Мучукундой прабху и Игорем доехали до Маяпура на такси за 1500 рупий. А я вместе со всеми остальными преданными поехал до Навадвипы на электричке, билет на которую стоил всего 25 рупий. Еще столько же потратил каждый из нас, чтобы доехать на велорикше до паромной переправы. Из Навадвипы до Маяпура надо было переправиться через Гангу на лодке за 1 рупию. Это было незабываемое впечатление, когда мы и еще человек 20 индусов погрузились на эту лодку и поплыли через широкую реку, на противоположной стороне которой уже был виден купол самадхи Шрилы Прабхупады.

Мы приехали в самый знаменитый город ИСККОН. Сначала прошли фестивальную регистрацию. Прасад в Маяпуре бесплатный, но за предстоящую парикраму мы заплатили по 1635 рупий (36 $) и еще 720 рупий за комнату на 4 дня. Комнату я заказал заранее через интернет. Она была в корпусе "Youth forum" в семи минутах ходьбы от центрального храма. В комнате 2 кровати и еще третий человек может спать на полу. Туалет и душ в коридоре. Когда мы приехали, в корпусах уже мест не было, и преданных, которые не зарезервировали жилье, размещали в соломенных или бамбуковых хижинах. Мучукунда прабху заранее выкупил хорошую комнату в корпусе "Гада". Теперь эта комната его собственность. Хотя в его отсутствие там могут кого-то поселить, как только он приезжает в Маяпур, эту комнату тут же освобождают.

mayapur mayapur-iskcon

Справились мы только к шести вечера, хотелось поесть, и мы пошли в ресторан "Говиндас" (я обратил внимание, что если в каком-то городе есть ресторан ИСККОН, то он называется "Говиндас"). Прасад был не очень дорогим, но очень острым.

Рядом с рестораном все желающие могли пообщаться с живым слоном. Вокруг него столпилось много прихожан-индусов. Как я понял, слон в Индии такая же редкость, как и в России. Поскольку лесов в Индии, похоже, не осталось, диким слонам жить негде. За всю поездку мы так и не видели леса. Проехав в общей сложности несколько суток на поездах, мы видели только поля, города и деревни. В Индии уже больше миллиарда жителей.

Я поднялся на крышу жилого корпуса, на котором располагаются апартаменты моего духовного учителя. Получив его даршан, я дал ему лепестки лотоса от Господа Тота-Гопинатхи. Он взял один и вернул мне остальные как маха-маха-прасад.

В Маяпуре я встретил много знакомых преданных из России. Поздно вечером приехал Садашива прабху из БиБиТи. Я его приютил в нашей комнате.

Маяпур Чандродая Мандир (4.03.2003)

mayapur-chandrodaya-mandir

В главном храме, Маяпур Чандродая Мандире, два больших алтарных зала. В первом расположен алтарь Шри Шри Радха Мадхавы и Ашта-сакхи (8 гопи) и алтарь Господа Нрисимхадева. Во втором зале находится алтарь Шри Шри Панча-таттвы. В каждом из залов мурти Шрилы Прабхупады. Это очень удобно, когда проходит гуру-пуджа. В первом зале лепестки предлагают матаджи, а во втором прабху. И еще большое мурти Шрилы Прабхупады в его пушпа-самадхи. Там начинается первая утренняя служба, мангала-арати.

Утром я не успел прочитать всю джапу. Столько знакомых, со всеми хочется поговорить! В алтарной тысячи преданных. Огромные очереди за чаранамритой и еще за чем-то. Я встал в очередь, оказалось, что это пуджари Господа Нрисимхи дает благословения короной Господа, одевая ее каждому преданному на голову.

Сегодня годовщина ухода Тамала Кришны Госвами. В пять утра, когда год назад Госвами Махарадж оставил тело, все преданные пели в его честь бхаджан разлуки с вайшнавами "Дже анило према-дхана". В алтарной поставили запись лекции Тамала Кришны Госвами. В другом зале была лекция на хинди, а также Гопал Кришна Госвами давал лекцию для русскоязычных преданных.

prasad

Принятие прасада

На завтрак мы пошли в огромный "прасад-холл". Кажется, что это помещение тянется на сотни метров. Несколько рядов преданных сидят на подстилках возле бетонных парапетов, на которых стоят тарелки из прессованных листьев. Рядом стоят одноразовые чашечки из необожженной глины, наполненные водой. Сначала я не знал, для чего эта вода: то ли пить, то ли мыть руки. Посмотрел, что делают соседи-индусы. Они стали наливать воду в тарелку и споласкивать ее. Я повторил то же самое. Потом оказалось, что эту воду можно и пить, но индусы не любят пить за едой, и напитка или вообще не бывает, или его раздают в самом конце. Едят только руками. Практически, за весь месяц нашего пребывания в Индии нигде ложек не давали. Исключение составляли только рестораны, в которых бывает много европейцев. Аюрведа говорит, что во время еды должны быть задействованы все органы чувств. Сначала мы смотрим на прасад, вдыхаем его запах. В это время звучат бхаджаны или читаются священные писания, чтобы напоминать нам о Кришне. И осязание задействуется, когда мы едим руками.

prasad

Когда преданные поели, было видно по указателю куда относить использованную посуду. Во дворе за ограждением была свалка тарелок и разбитых чашек, на которой уже паслись собачки. Далее, следуя указателю, можно было пройти помыть руки. Весь этот путь устелен удобными резиновыми ковриками. Такой прекрасной организации места питания я еще нигде не встречал.

После завтрака было открытие самадхи Шрилы Тамала Кришны Госвами. Возле самадхи Шрилы Прабхупады построили небольшой домик из цветов, внутри которого стоял портрет махараджа. Его ученики предлагали ему пуджу. На время церемонии построили большой навес от солнца, под которым могли разместиться все вайшнавы. На открытии выступали ученики и братья Тамала Кришны Госвами. Было много печали и слез. Выступления преданных продолжались несколько часов. В это время между рядами ходили маяпурские преданные и давали всем желающим освежающий лимонный напиток. Потом все преданные стали предлагать махараджу лепестки, и все самадхи было покрыто цветами.

На следующий день цветочный дом разобрали, и рабочие стали на этом месте строить самадхи из камня.

В честь Тамала Кришны Госвами его ученики приготовили для всех пир. А вечером все махараджи и остальные преданные собрались в алтарной, чтобы петь бхаджаны, посвященные Госвами Махараджу. Год назад Шиварама Свами и Бхакти Бхринга Говинда Свами пели святые имена в комнате Тамала Кришны Госвами. Но сейчас было очень много желающих их послушать, поэтому решили петь в алтарной. Одна матаджи из нашей группы, Вриндаванешвари д.д., сказала, что именно из-за этих киртанов она приехала в этом году в Индию.

Джаяпатака свами махарадж (5.03.2003)

jayapataka-swami

Утром мы повторяли мантру на прогулке с гуру-махараджем, Джаяпатакой Свами. Махарадж по пути посетил один дом местных преданных. Его встретили пуджей, индийские матаджи при этом весьма любопытно улюлюкали. Я раньше читал про такие звуки и теперь слышал это наяву. Матаджи языком и голосом издают звук, похожий на пение птиц. Этот звук считается таким же благоприятным, как и звук гудения раковины.

Затем мы пошли в новое здание БиБиТи, где Джаяпатаке Свами и еще двум санньяси преданные предложили гуру-пуджу. Всем достался маха-прасад от чистых преданных.

Утреннюю лекцию по Шримад-Бхагаватам для русскоязычных преданных проводил Гопал Кришна Госвами. В других залах в это время шли лекции на английском, хинди и бенгали.

Около 10 утра я пошел на семинар "Демоны Вриндавана", который проводил Уттамашлока прабху. Помимо проведения семинара Уттамашлока прабху еще переводил утреннюю лекцию по Шримад-Бхагаватам и все анонсы и объявления в алтарной. Когда мы разобрали очередную анартху, сидящую в нашем сердце, Уттамашлока прабху разделил преданных на группы, и мы, записав на листочки свои духовные проблемы, стали сообща их решать. Такое коллективное обсуждение оказалось очень эффективным. Все преданные были удовлетворены и не хотели расходиться.

Также на русском языке Аударья Дхама прабху давал семинар о семейной жизни. Мне было очень интересно слушать о переплетениях кармы и о психологии мужчин и женщин.

Парикрама по Навадвипа-дхаме (6.03.2003)

Сегодня начинается парикрама по Навадвипа-дхаме. Утром все преданные отправились к Йога-питхе, месту рождения Шри Чайтаньи Махапрабху. Это была красочная процессия. В начале шел разукрашенный слон, за ним несли мурти Шрилы Прабхупады, Божества Шри Шри Гаура Нитай и Туласи. Преданные везли две повозки с динамиками, за первой шли с киртаном прабху, за второй матаджи. Всего вышло около тысячи человек.

yoga-pitha

Через некоторое время мы достигли Йога-питхи, где стоит храм Гаудия-матх. На его территории находится дерево ним, под которым родился Господь Чайтанья. Мы поклонились этому месту, и я взял немного пыли оттуда, чтобы отвезти преданным в Россию. Там же находятся Божества Джаганнатхи Мишры и матушки Шачи, держащей на руках маленького Нимая. За ними стоит храм Господа Шивы. В любом святом месте, связанном с играми Господа Кришны, присутствует Господь Шива, который охраняет это место. Как объяснил Джаяпатака Свами, Господу Шиве, как и другим полубогам, надо кланяться правым плечом, то есть алтарь должен находиться справа от нас, тогда как Вишну-таттвам мы кланяемся левым плечом, а гуру надо кланяться прямо вперед.

Йога-питха центр всей Навадвипа-дхамы. Она находится на острове Антардвипа, образованном рукавами Ганги. В свое время здесь сидел сам Господь Брахма и воспевал имена Господа Гауранги. В 1894 году Шрила Бхактивинода Тхакур, собрав средства у каждого жителя Навадвипы, построил на этом месте храм. Это один из самых больших храмов в Надии.

Еще совсем недавно русло Ганги проходило рядом с домом Господа Чайтаньи. Он являл там Свои водные игры. Но лет 5-6 назад Ганга сменила русло, и теперь тут всюду рисовые поля. Неподалеку находится место, где жил поэт Джаядева Госвами, автор известной нам "Дашаватара-стотры".

Этим же утром преданные вернулись на территорию ИСККОН. На сегодня обход храмов был завершен, и было продолжение тех же семинаров.

lokanath-swami

Днем мы с Игорем пошли на даршан к Локанатхе Махараджу. Я побывал уже на многих фестивалях и обратил внимание, что на Маяпурском фестивале гуру, пожалуй, наиболее доступны для преданных, желающих с ними поговорить. Мы попали в комнату махараджа. Игорь попросил разрешения повторять его пранама-мантру. Локанатха Госвами подробно расспросил меня, как президента ятры, об Игоре. Потом он спросил, сколько раз Игорь встречался с ним. Игорь ответил, что два. Тогда махарадж сказал, что надо встретиться еще раз, и пригласил нас на Ратха-ятру в Дели, которая состоится 22 марта. Как раз на следующее утро мы улетаем в Россию, так что это для нас было бы удобно.

Вечером я также пошел на лекцию и даршан к своему гурудеву. Я немного рассказал ему о своих делах. Поскольку было много народу, гуру решил продолжить разговор на парикраме.

Парикрама: храм Господа Шивы, храм Господа Нрисимхи, Хари-Хара...(7.03.2003)

С утра мы упаковали все вещи и освободили комнату. Я отнес сумку и документы в комнату Мучукунде прабху. То, что будет необходимо на парикраме (спальник, сетку от комаров, ведро, фонарик и т.д.) можно было сдать в специально предусмотренный грузовик. Так что идти можно налегке. Я оставил себе только сумку с камерой, сдав в багаж даже тапочки.

В 6.15 утра процессия из нескольких сотен преданных вышла за территорию ИСККОН и двинулась к Ганге. Преданные всю дорогу пели киртан. Шли сначала прабху, потом матаджи. Процессию возглавляли 10-12 санньяси. Некоторые преданные были с детьми. Две семейных пары из России даже везли в колясках малышей.

Когда мы дошли до Ганги, преданные стали садиться в большие лодки. Всего лодок было штук 14-15 и в каждую помещалось около 50 пассажиров. В этих лодках плоский настил из досок или бамбука, на котором можно удобно сидеть или даже лежать. Мотор находится в центре лодки и громко гудит. На каждой лодке также стоял охранник в спасательном жилете, который был готов прийти на помощь тому, кто вывалится за борт. Джаяпатака Свами на всякий случай предупреждал, чтобы преданные не садились на борта, особенно те, кто не умеет плавать. Также он просил не свешивать ноги в воду, так как это оскорбительно по отношению к Ганге-деви.

Мы плыли около полутора часов. Я давно мечтал о таком водном путешествии с преданными. Вдоль берегов стояли местные жители, которые приветствовали нас, махая руками. Если одна лодка обгоняла другую, преданные начинали фотографироваться, брызгаться или кидать друг другу махапрасад.

Наконец, мы пристали к берегу и пошли в храм Господа Шивы, защитника всей Навадвипа-дхамы. Туда же подвезли на машинах завтрак. Всем раздали металлические стаканы, которые остались у нас на память, и одноразовые тарелки из листьев.

nrsimhadeva

Потом мы пошли в храм Господа Нрисимхи, в котором местные артисты, одетые в красивые костюмы, пели, танцевали и играли на музыкальных инструментах. Когда выступление закончилось, один из них стал кланяться всем преданным и брать пыль с их лотосных стоп.

Всего сегодня мы прошли около 12 километров. Это один из самых больших переходов за всю парикраму. Идти было жарко. Кое-где дорога усеяна мелкими камушками, от которых было больно ногам. Также очень неудобно идти босиком по асфальту из-за того, что он очень неровный. Зато когда мы выходили на песчаную дорогу, наступало облегчение. Но тут появлялась другая проблема пыль. Хотя это и здорово, когда на тебя садится пыль, поднятая стопами преданных, дышать было трудно, и многие преданные заматывали лица платками и чадарами.

Когда мы шли через какую-нибудь деревню, вдоль дороги собирались все местные жители. Некоторые из них приветствовали всех проходящих мимо преданных, кланялись Божествам, некоторые просто стояли и смотрели. У многих во рту были зубные щетки. Чистить зубы это национальное индийское занятие. Они это могут делать с утра до вечера. Также вокруг собиралось много детей. Особенно когда мы проходили мимо школы, все дети бросали учебу и выбегали вместе с учительницами посмотреть на преданных. У всех местных жителей было очень доброжелательное настроение. Женщины благоприятно улюлюкали. Мы говорили всем "Харе Кришна", и они нам отвечали "Харе Кришна". Иногда они ничего не отвечали. Сначала было непонятно, почему, но потом мы поняли. Преданные как-то сказали группе местных мальчиков: "Харе Кришна" мальчики молчат. Преданные опять: "Харе Кришна" мальчики молчат. Преданные опять: "Харе Кришна", и кто-то из мальчиков сказал: "Аллах!" В этой местности живет достаточно много мусульман.

Наконец, мы пришли к месту ночевки. Некоторые преданные тут же сели или прилегли отдохнуть, пока будут раздавать прасад. Но некоторые были так вдохновлены киртаном Махавишну Свами, что пели, танцевали и прыгали, как сумасшедшие, несмотря на весь долгий пройденный путь.

Это место называется Хари-Хара-кшетра. Хари-Хара это удивительное Божество, половина которого Вишну, а половина Шива. С одной стороны от Него сидит Лакшми, а с другой Парвати. Когда-то Сам Господь Нитьянанда предсказал, что на этом месте будет найдено необычное Божество. Если человек оставляет в этом месте тело, сам Господь Шива приходит к нему в момент смерти и шепчет ему на ухо имена Кришны и Гауранги. Наши махараджи сделали об этом веселый спектакль. Один изображал пьяницу, а другой грабителя. Они подрались и один упал. Прибежал доктор (Прахладанандана Свами) и констатировал "смерть". Тут появились ямадуты (Джаяпатака Свами и еще один махарадж). Они хотели забрать грешника в ад, но тут пришел Господь Шива и как закричит ему в ухо: "Гауранга!" Тут же появились вишнудуты (Гопал Кришна Госвами и Бхакти Сиддханта Свами). Они держали на плечах данды, это были их "четырехрукие" формы. Они взяли этого удачливого человека и унесли в духовный мир.

hari-hara-kshetra hari-hara-kshetra-in-navadwip

Храм для Божества Хари-Хара построен на средства фонда Бхактиведанты. Каждый год ИСККОН открывает в окрестностях Навадвипы святые места и строит небольшие храмы. Существует специальная группа преданных, изучающая архивы и расспрашивающая местных жителей, чтобы определить, где находится то или иное потерянное святое место.

На месте стоянки все замечательно организовано. Натянут тент, построена сцена. Для омовения подается из реки по трубам вода в накопительную бочку на 2000 литров. Под бочкой установлены краники и металлический настил, защищающий от грязи. Когда преданные моются и одновременно насосом подается вода, иногда бочка переполняется, и вода начинает течь сверху и окатывает всех моющихся. Преданные начитают громко кричать "Харибол!" и охранник бежит выключать насос.

Также построено много туалетов с бетонным полом и полиэтиленовыми или соломенными стенками. Для ночевки натянуты длинные тенты, разделенные тканью на отсеки. Когда мы пришли на место стоянки, менеджер объявлял, какие отсеки для русских, какие для американцев, какие для индийцев и т.д. В каждой такой "комнате" были натянуты веревки для того чтобы привязывать сетку от комаров. Земляной пол покрыт мешковиной. В каждую "комнату" помещалось 10-15 человек.

Вся территория лагеря обнесена проволочным забором и всюду стоят охранники из полиции или "ИСККОН секьюрити". Также в лагере оборудована палатка доктора, в которой все могли получить необходимую медицинскую помощь. Как нам сказали, через неделю по тому же маршруту, какой проходим мы, будет проходить группа преданных из Чоупатти под руководством Радханатхи Свами. Им уже не придется платить за строительство лагерей, так как все уже готово.

После прасада все пошли купаться на реку Алакананда, которая является одной из ветвей Ганги. Вечером был семинар о святых местах. Все семинары, лекции, спектакли и объявления для русских преданных переводил Уттамашлока прабху. Еще по дороге, когда надо было остановиться и о чем-то рассказать, Джаяпатака Махарадж следил, организован ли перевод на русский, хинди и испанский языки.

Часов в восемь раздали теплое молоко и пакетики с дутым рисом. Джаяпатака Свами стал давать даршан, я вновь пообщался с ним, а также помог тем преданным, которые хотели поговорить с гурудевом, но не знали английского языка.

Продолжение парикрамы:киртан (8.03.2003)

Ночь прошла спокойно, хотя было довольно холодно. Под утро все замерзли и стали чихать и кашлять. Мы провели мангала-арати и туласи-пуджу и в 6 утра вышли на парикраму. Я не выдержал и пошел в тапках и теплой куртке, хотя днем может быть жарко.

Сегодня к нашему шествию присоединились Шачинандана Свами и Локанатха Госвами. Они стали вести зажигательные киртаны.

Мы посетили много святых мест. Катались в пыли там, где устраивал Свои игры Господь Чайтанья и Его близкие спутники.

На ночь остановились на территории одного из храмов ИСККОН, где были установлены такие же тенты. Вечером дети показывали концерт, а на другой сцене преданные-индусы пели бхаджаны, аккомпанируя себе на вине и других национальных инструментах.

Продолжение парикрамы:харинама (9.03.2003)

Утром опять холодно. Когда мы остановились на завтрак, меня закусали муравьи. Они здесь такие же маленькие, как у нас в России, но ужасно кусачие. Пришлось мне искать другое место, где можно было бы присесть. А Игоря доставали комары, он ходил весь искусанный, хотя меня комары почти не трогали.

Мы опять сели на лодки и поплыли к центру города Навадвипа. Там мы прошли с харинамой по узким городским улицам. Махараджи предупреждали, чтобы все преданные выглядели и пели очень достойно, так как в городе люди так просто не примут нас, как в деревнях. Но их опасения оказались напрасными, горожане также тепло приветствовали всех преданных. Мы пришли в храм Гаудия-Матх, в котором установлено Божество Господа Гауранги с огромными глазами. Этому Божеству поклонялась Шримати Вишнуприя. Локанатха Махарадж устроил долгий киртан, и преданные были на седьмом небе от счастья.

Ночевка была на огороженной территории ИСККОН. Там было также организовано место для омовения и натянуты тенты для прасада и ночлега.

Паломничество: Божества Шри Шри Джаганнатха Баладева и Субхадра (10-12.03.2003)

Нам надо было плыть на лодках метров 200 через узкий канал. Эти лодки разворачиваются очень плохо и не умеют плыть задом, поэтому управлять ими в узком месте большое искусство. Джаяпатака Свами предупреждал, что, возможно даже придется идти пешком вдоль берега. Один раз на этом канале создалась из лодок пробка, но вскоре все благополучно разъехались, и мы выплыли на широкий водный простор Ганги.

Когда мы вышли на берег, все преданные во главе с махараджами пошли купаться в реке. Перед тем, как входить в воду, надо на берегу поклониться матери Ганге, потом немного побрызгать ее водой себе на голову и только потом можно ступать в святую реку ногами. В Ганге течение очень сильное. Даже если плыть против течения, все равно сносит назад. Дно покрыто глиной и мягким илом. Преданные стали обмазываться глиной, а потом вместе с Джаяпатакой Свами стали играть на скользком глиняном берегу в "Царя горы", забираясь наверх и сталкивая друг друга в реку.

Начались грозы. Пару раз был сильный, но кратковременный дождь. Я совсем не ожидал, что в Индии может быть дождь в это время года.

Один раз мы ночевали в местной школе имени Сарвабхаумы Бхаттачарьи, которую местные жители специально освободили к нашему приходу и предоставили нам бесплатно.

sri-jagannath-baladev-subhadra

В другой раз нас привели в храм ИСККОН, где стоят Божества Шри Шри Джаганнатха Баладева и Субхадра. Это самые знаменитые Божества Джаганнатхи в ИСККОН. Они разговаривают с преданными. Есть много историй, связанных с Ними. Там я встретил нашего дорогого Гададхару Пандита прабху из Пскова, который продолжает жить и проповедовать в Южной Индии, в Удупи. Там же мы встретились с питерскими преданными Ачьютатмой прабху и Дулал Чандрой прабху. Они путешествовали в Кашмир, где посетили могилу Иисуса. Они хотят сделать об этом фильм. Правда там еще холодно, лежит снег. А здесь, в Навадвипе днем +30 градусов.

Мы посетили дворец махараджи Сены. Это большой холм, основные раскопки которого начались 15 лет назад. Джаяпатака Свами рассказал историю этого места. Когда мусульмане вели войну с махараджем Сеной и уже почти победили его, он вместе с семьей укрылся в своем дворце и приказал доверху закопать его. Один из его слуг знал особую мантру, которой можно закрывать двери. Он наложил на дворец заклятие, что никто не сможет в него войти. Было условлено, что этот слуга спрячется, пока здесь будут мусульмане, а потом выйдет и откроет двери дворца. Но мусульмане заметили его и убили. Во дворец они так и не сумели войти. Но царь вместе со своими домочадцами также не смог выйти и навсегда остался там.

Уже в наше время сначала британцы, потом индусы стали вести раскопки на этом месте. Но все, кто производил раскопки, через некоторое время исходил кровью и умирал. И вот однажды туда пришла группа преданных ИСККОН. Когда они спели киртан, духи, заключенные во дворце, освободились, и теперь можно было безопасно раскапывать дворец.

Это было удобное место для коллективной фотографии. Десятки преданных, вооружившись фотоаппаратами стали фотографировать сотни других вайшнавов, выстроившихся напротив них на холме.

В последний вечер пошел сильный дождь, все палатки стали протекать. Я, как и большинство преданных, поехал на ночь в Маяпур, благо что ехать было совсем недалеко. Поскольку наши комнаты были уже заняты, я снял место в соломенном бараке за 25 рупий в сутки. Наконец-то как следует помылся под душем.

Cамадхи Шрилы Гауракишоры Даса Бабаджи (13.03.2003)

В 5 часов утра мы на автобусах вернулись к месту стоянки в храм Шри Шри Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры. Оттуда мы двинулись по направлению к Маяпурскому храму.

По пути мы посетили храм Шри Шри Ситы-Рамы, Лакшмана и Ханумана, которым поклонялся Мурари Гупта. Преданные почувствовали необычайное удовлетворение в этом месте.

gaura-kishora-das

Потом мы пошли в один из самых роскошных храмов Гаудия-матх, где находится самадхи Шрилы Гауракишоры Даса Бабаджи. На алтаре стоят большие Божества Шри Шри Радха Кришны. Все очень чисто и красиво. Мы поклонились обуви Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, до которой могли дотронуться и получить благословения все желающие. Потом обошли маленький Говардхан. Поскольку Навадвипа-дхама неотлична от Вриндавана, то и здесь есть свой Говардхан, обход которого столь же благоприятен.

И часам к четырем мы уже вернулись в Шри Маяпур Чандродая Мандир. Колонна преданных дошла до пушпа-самадхи Шрилы Прабхупады, тем самым завершив обход Навадвипа-мандалы.

На территории ИСККОН постоянно идет строительство. И за неделю нашего отсутствия уже выстроили какую-то анфиладу, новую сцену и заасфальтировали одну из дорог.

Экадаши (14.03.2003)

pancha-tatva

Сегодня экадаши. После утренней службы все преданные пошли на место, где будет построен Храм Ведического Планетария. Это находится метрах в 500 от Маяпур Чандродая Мандира. Сейчас там просто поле, в центре которого воткнут большой шест, символизирующий центр будущего храма. Несколько сотен преданных собрались под специально натянутым тентом. Сначала Джаяпатака Свами рассказал, что здесь будут установлены самые большие Божества Шри Шри Панча-таттвы, каждое из которых будет весить несколько тонн. Потом Шачинандана Свами и Локанатха Госвами вели киртан. Тем временем для преданных подвезли завтрак. Кто-то встал в очередь за прасадом, кто-то остался петь. И тут внезапно собрались тучи и хлынул такой дождь, какого я еще в жизни не видел. Тента как будто и не было. Кто-то из преданных накрылся подстилкой, но и это не особенно помогло. А киртан все усиливался, и дождь усиливался тоже. Весь прасад, который не успели съесть, смыло прямо из тарелок.

Также внезапно, как и начался, дождь прекратился. Все тучи разошлись. Над местом будущего храма появились две радуги. Это было благословение полубогов. Преданные мокрые, но довольные, побрели по грязи обратно в свои дома.

Возле нашего барака все белье, которое преданные развесили на улице, ветром сбросило на землю. Пришлось его заново перестирывать, отмывая от песка.

Потом я пошел купаться на Гангу. Когда я вышел из воды, туда дружною толпой вошли буйволы. Они аккуратно прошли мимо забора, на котором я оставил свою одежду. А следом за буйволами прибежали овцы. Они стали беспорядочно прыгать через забор, забрызгав все грязью.

Вернувшись на территорию ИСККОН, я пошел на обед. Давали экадашный прасад. Среди всех блюд было очень любопытное растение. Одна из его частей напоминала пшенку, а другая съедобный пенопласт, пластинки из белых слипшихся шариков. Преданные сказали мне, как это растение называется, но я тут же забыл.

После обеда я посетил семинар Аударьи Дхамы прабху, а также пошел на лекцию Бхакти Викаши Свами "Об ИСККОН и современной реальности". Махарадж говорил, что в сознании Кришны нет проблем. Единственная проблема в том, что мы не находимся в сознании Кришны.

Вечером я купил в дорогу прасад. Завтра утром мы едем в Матхуру.

Лакшмана Прана дас, 2003 г.

продолжение статьи читаем здесь.

Поделиться в социальных сетях:

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Вопрос для проверки :
1 + 1 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.
X