Паломничество в Индию (часть-3)

Опубликовано Vyasadeva - сб, 12/09/2017 - 14:57

Начало  здесь

Калькутта - Матхура (15.03.2003)

В 4 утра мы собрались возле корпуса "Гада", где нас ждал заказанный накануне джип "Тата-Сумо". За дорогу до Калькутты с нас взяли в общей сложности 1400 рупий. В последние дни ко мне подходили еще преданные и просили взять их с собой. Так что сегодня собралось уже десять человек. В принципе, эта машина позволяет без особого труда разместить такое количество пассажиров, но учитывая то, что у каждого из нас было по 1-2 объемных сумки, Ачала прабху вез фисгармонию, а мы с Игорем по мриданге, влезаемость в машину была почти что отрицательной. На крышу больше положенного класть было нельзя, так как в Калькутте нас могла остановить полиция. Так мы и ехали, еле дыша и поджав ноги.

Через 3 часа мы были на калькуттском вокзале. Дорога прошла без приключений. Я даже подумал, что хорошо, что мы уже испытали такие трудности в автомобиле. Если нам на дорогу отпущено определенное количество аскез, значит в поезде уже будет все благополучно.

На вокзале мы увидели живого паука-тарантула, который шел по своим делам. Пока мы его рассматривали, подъехала машина, из которой вышел никто иной, как Е.С. Джайадвайта Свами. Он ехал другим поездом в Дели. Мы вместе провели некоторое время до отправления наших поездов, вместе прервали экадашный пост.

Jayadvaita-Swami

Пока мы искали свой поезд и вагон, один дядя из справочного бюро взялся нам помогать. Я подумал, надо же, какой хороший человек, бескорыстно помогает преданным найти свой поезд. Но Ачала прабху развеял мои благодарные мысли, сказав: "Думаете, он просто так нам помогает? Он потом попросит денежку, и десятью рупиями тут не обойдешься". Так оно и оказалось. Сначала он попросил подарок, я дал ему открытку с Господом Кришной, но ему она оказалась не нужна. Пришлось заплатить 50 рупий. Он захотел еще, но я больше не дал, сказав: "Брахмачари, монах", указав на Ачалу прабху, "так что будьте довольны тем, что есть". И он ушел восвояси.

Мы вчетвером с Игорем, Ачалой и Мучукундой прабху ехали в купейном вагоне в 4-местном купе (билеты по 1350 рупий). Рядом ехали матаджи из нашей группы. Им достались места в разных купе. Другие пассажиры ни за что не хотели поменяться местами, и, в конце концов, матаджи втроем заняли 2-местное купе. Там полки одна над другой, но нижняя полка достаточно широкая, чтобы можно было лечь вдвоем. Зато можно было закрыться, чтобы никто не мешал. А остальные преданные ехали в плацкартном вагоне (по 525 рупий). Там было очень много народу, в основном какие-то солдаты, которые ехали без билетов и без мест, но все время норовили сесть на занятые места.

Матхура, праздник Холи, Вриндаван (16.03.2003)

Едем на поезде в Матхуру. Начинается самый веселый индийский праздник Холи. В эти дни люди традиционно обсыпают и обливают друг друга красками. За окном начинают попадаться прохожие, облитые местами или даже с ног до головы. На всякий случай мы прикрываем окна и начинаем строить планы защиты. Во Вриндаване Холи в самом разгаре, а нам надо добраться до отеля с наименьшими потерями. Перед Матхурой мы переодеваемся в гамчхи и шорты. Но, когда около 17 часов мы вышли из поезда, все было спокойно и никто нас с красками не встречал.

holi

Мы поклонились святой земле, взяли несколько такси (по 160 рупий) и поехали во Вриндаван. По пути местные жители несколько раз пытались закинуть краску нам в окна, но совсем немного.

Оказалось, что на эти дни во Вриндаван приезжает очень много индусов, и все гостиницы были переполнены. В информационном центре храма Шри Шри Кришны Баларамы ИСККОН нам помогли устроиться. У них есть информация о местах и телефоны всех гостиниц Вриндавана. Мы еле-еле нашли места и устроились только к 20 часам.

С Игорем и еще несколькими преданными мы поселились в "Гита-ашраме", что в пяти минутах ходьбы от храма ИСККОН. Двухместный номер со всеми удобствами обошелся нам в 150 рупий в сутки. Практически все гостиницы во Вриндаване построены при храмах. Там, где мы жили, был храм Шри Шри Радха Кришны, которым поклонялись преданные из Нимбарка-сампрадаи. Каждое утро и каждый вечер мы слышали их киртан: "Радхе Кришна Радхе Кришна Кришна Кришна Радхе Радхе / Радхе Шьям Радхе Шьям Шьям Шьям Радхе Радхе".

Вриндаван, Холи, спектакль по лилам Кришны (17.03.2003)

vrindavan

Каждый город Индии, который мы посещали, чем-то непохож на другие. Но Вриндаван совершенно особое место. Я понял, что лучше всего мне именно здесь.

Утром мы пошли на службу в храм Шри Шри Кришны Баларамы. Здесь сначала поют "Шри Шри Гурв-аштаку" ("Самсару") в самадхи Шрилы Прабхупады, а потом в главном храме поют "Вибхаваришеша". Одновременно на трех алтарях Шри Шри Гаура Нитай, Шри Шри Кришны Баларамы и Шри Шри Радха Шьямасундры предлагается пуджа.

После джапы и гуру-пуджи планов у нас особых не было, и знакомые пригласили нас на спектакль, который враджаваси ставят по лилам Кришны. Но за воротами храма местные жители уже обсыпали всех прохожих красками. Нам сказали, что можно уберечься, если ехать вдоль Ямуны на моторикше, в которой можно хотя бы закрыться занавесками. Но как только мы вышли за ворота храма, сразу же получили на головы порцию цветного порошка. Решив, что хуже уже не будет, мы подозвали рикш. Моторикш поблизости не было, и нам пришлось довольствоваться двумя велорикшами. На первой ехали Аня и Вриндаванешвари, а на второй мы с Игорем. И что тут началось! Нас обсыпали и обливали с ног до головы. Я закутался в старую гамчху, это меня поначалу немного уберегло, но не надолго. Красильщики подбегали и кидали краску прямо в лицо или за шиворот. По вкусу этот порошок напоминал мел, но, как нам потом сказал Пурначандра прабху, это все химия, и ее надо поскорее смыть.

Красили нас так: 1) кидались сухим цветным порошком, 2) растворяли этот порошок в воде и брызгались из брызгалок, шприцов и насосов, 3) обливали из бидонов и ведер, 4) делали из порошка пасту и мазали ей по голове. Сначала Игорь тоже купил цветной порошок, который продавали на каждом углу (5 рупий за пакетик), и пытался кидаться в ответ. Но скоро у него порошок кончился. Основной удар получили наши матаджи, которые ехали первыми. А нам иногда удавалось проскочить, пока "красильщики" перезаряжали свои орудия. Но зато мы получали выстрелы в спину. То ли рикши нас не услышали, то ли специально сделали вид, что не поняли, но они повезли нас по самой "красильной" дороге через Лой-базар. Иногда их останавливали мальчишки, перегораживая дорогу, и тогда все, кто был поблизости, устремлялись к нам, ведь покрасить европейца им особенно нравится. Поэтому через пятнадцать-двадцать минут мы стали самыми окрашенными во всем Вриндаване.

holi-prazdnik-indiya

Когда мы доехали до храма, в котором показывали спектакль, нам уже "представления" хватило и так. Матаджи находились в легком шоке, я тоже чувствовал себя не очень уютно, зато Игорь был на седьмом небе от счастья. Ему все это крашение так понравилось, что он собрался идти еще раз. Так или иначе, мы отряхнули комки краски, немного помылись под краном и пошли на спектакль.

Был полный зал народа. На сцене разворачивалось действие, танцы и песни, а рядом брахман, ведущий спектакль, пел и аккомпанировал себе на фисгармонии. В этом спектакле актеры только мальчики и юноши, примерно от 7 до 17 лет. Они играют и мужские, и женские роли. Пурначандра прабху и другие возвышенные вайшнавы, глядя на эту замечательную игру, погружались в Кришна-лилу.

Однако, было довольно холодно, а мы были до нитки мокрые. Поэтому мы решили ехать назад. Тут же взяли моторикшу и уже аккуратно, вдоль Ямуны, доехали до храма ИСККОН.

Отмывшись от краски и высушив одежду, мы пошли на день рождения Мучукунды прабху, которое он пригласил нас отметить в ресторан "Говиндас". Раньше это был обычный ресторан, в котором можно было взять меню и выбрать блюда на свой вкус. Теперь же сделали плату за вход (125 рупий), а потом можно было накладывать себе самому столько, сколько хочешь и чего хочешь. Все блюда были выставлены в красивых бронзовых котлах, которые подогревались на небольшом открытом огне.

Пришли еще человек 10 друзей Мучукунды прабху. Мы долго сидели в ресторане, рассказывая различные вайшнавские истории. Съев в конце по мороженому, мы пошли в гости к Пурначандре прабху. Он живет в большом особняке, который построили ученики Прабхавишну Махараджа. В этом же доме остановились несколько брахмачари из России. Пурначандра прабху читал нам истории из игр Кришны в праздник Холи.

Гаура-Пурнима, Ямуна, Шри Кришна Баларам мандир (18.03.2003)

Гаура-Пурнима. Сегодня мы постимся до восхода луны. Как я понял, в Индии мало кто соблюдает полный пост. Это, действительно, непросто в таком климате. Поэтому до конца дня продержались немногие, большинство в течение дня что-то перехватывало в буфете. Зато для тех, кто выдержал до конца, каким наслаждением было вкусить нектарный Гауранга-парсад при свете полной луны.

Утром и в течение всего дня преданные ставили спектакли и рассказывали об играх Гауранги Махапрабху. Все индусы, входящие в храм, были в краске с головы до ног. Я не рискнул выйти утром за территорию храма, зато Игорь накупил порошка и пошел перекидываться красками с местными жителями. Он получал от этого огромное наслаждение.

Как нам и сказали накануне, праздник Холи закончился в час дня. Еще минут 15 продолжалась "перестрелка", потом все стихло. Но на всякий случай мы вышли наружу только часам к трем. Мы решили пойти на Ямуну. Все было спокойно. Только один раз нам навстречу выбежал малыш без штанов, но с насосом, намереваясь нас облить краской, то тут же подбежал старший мальчик и наподдал братишке. Все старались строго следовать установленным правилам. Хотя преданные сказали нам, что в деревнях, окружающих Вриндаван, особенно на Говардхане, Холи продолжается еще несколько дней.

Мы шли по Вриндавану и считали всяких встречающихся животных. Здесь всюду снуют обезьяны, бродят коровы, бегают по грязи свиньи. Мы видели на дереве павлина, а когда подошли к Ямуне, в ней были десятки, а то и сотни черепах. Но больше всего меня поразили большие зеленые попугаи, свободно летающие между деревьями и сидящие на проводах. Это такие экзотические для нас птицы, а тут их так много, и они совершенно никого не удивляют. Я подумал, что это, наверное, посланцы Шри Кришны и Шримати Радхарани.

yamuna

Мы не знали, в какую сторону течет Ямуна, она была очень спокойная. Вниз по течению купаться не хотелось, так как в реку открыто стекала вся канализация города. Сейчас все стоки окрасились в розовый цвет, так как все местное население отмывалось после праздника Холи. Мыли даже дороги и стены домов. Игорь все-таки рискнул совершить омовение и даже попил воды. Реакция желудка не заставила себя долго ждать. Но все быстро прошло.

После этого мы поспешили на абхишеку. В Шри Шри Кришна Баларама мандире было 200-300 человек, гораздо меньше, чем в это время в Маяпуре. Можно было даже подойти близко к алтарю, украшенному сотнями цветочных гирлянд. Перед алтарем Шри Шри Гаура Нитай установили подставку в форме лотоса, на которой удобно расположились утсава-мурти Господа Гауранги и Господа Нитьянанды. Их омывали старшие преданные, а все остальные пели святые имена и бросали лепестки к алтарю. Когда церемония закончилась, возле алтаря были сугробы из лепестков.

Паломничество по вриндавану, Храм Мадана-Мохана, даршан божеств (19.03.2003)

Сегодня после мангала-арати мы хотели пойти по храмам Вриндавана, но дождь немного поменял наши планы. Мы вышли после завтрака, когда все тучи разошлись. Сначала нас повела Вриндаванешвари д.д., выбирая маршрут по путеводителю. Мы прошли несколько гхатов вдоль бывшего русла Ямуны. Сейчас река ушла примерно на километр в сторону. Потом мы посетили храм Мадана-Мохана, в котором установлены копии знаменитых Божеств Санатаны Госвами.

madana-mohana

Через некоторое время мы встретили в городе Ачалу прабху, и он стал водить нас по самым сокровенным местам и рассказывать разные истории. Когда мы идем с Ачалой прабху, нам сопутствует удача. И на этот раз все Божества открыты, и мы получили Их даршан. Вначале мы пошли в храм Шри Шри Радха-Дамодары, где в небольшой комнатке жил Шрила Прабхупада. Нас также провели на его кухню, и ученик Шрилы Прабхупады, ухаживающий за его комнатой, угостил нас махапрасадом. Он показал нам тайник, куда Шрила Прабхупада прятал свои рукописи и деньги, а также вентилятор, установленный самим Шрилой Прабхупадой и работающий до сих пор. Однажды Шрила Прабхупада увидел из окна кухни Шрилу Рупу Госвами, который вышел из своего самадхи и благословил Шрилу Прабхупаду на проповедь в западном мире. Мы поклонились самадхи Рупы Госвами и многих его последователей. Рядом с самадхи Рупы Госвами находится углубление в земле, раньше оно было наполнено водой, и все приходящие на даршан к Рупе Госвами вайшнавы омывали здесь свои стопы. Сейчас вода высохла, и мы смогли набрать пыль со стоп сразу стольких великих преданных.

Когда мы выходили из храма Радха-Дамодары, обнаружилось, что у одной матаджи из нашей группы обезьяны утащили и покусали тапок. Ей повезло тапок вернули в приличном состоянии. Тут же нам рассказали, что недавно в этот храм пришел Мукунда Госвами с дюжиной учеников. Около часа они были в храме. Когда они вернулись, их ждал сюрприз все тапки обезьяны унесли. И лишь тапочки махараджа остались на своем месте.

radha-damodar radha-damodar-2 radha-damodar-3

Неподалеку расположен самый популярный храм Вриндавана храм Банки-Бихари, самопроявленного Божества. Однажды Он убежал с алтаря, и Его ловили по всему Вриндавану. С тех пор пуджари каждые несколько минут задергивает и отдергивает занавеску на алтаре, чтобы Господь еще раз не убежал. В этом храме народу всегда очень много, даже больше, чем в Кришна-Баларама мандире. Мы поклонились Божеству Банки-Бихари и пошли дальше, в Сева-кундж.

shri-banke-bihari

Перед входом я купил пакетик с орехами, "манки-сева" ("служение обезьянкам"), в надежде, что покормив обезьян, я избавлюсь от проблем с ними. Я хорошо помню, что, когда я впервые приехал во Вриндаван в 1996 году, обезьяна в первую же минуту утащила очки прямо с моего носа. Поэтому я решил принести им жертву в виде орешков, и они меня больше не трогали.

seva-kunj-vrindavan

Сева-кундж это самое сокровенное место Вриндавана. Здесь каждую ночь Шри Шри Радха и Кришна устраивают танец раса. Никому не позволяется ночью находиться там. Даже птицы и звери покидают ночью это место. Однажды один из учеников Шрилы Прабхупады решил посмотреть, что же там происходит, и остался там на ночь. Он задремал, а когда открыл глаза, оказалось, что он лежит возле храма Кришны-Баларамы, в нескольких километрах от Сева-кунджа. Шрила Прабхупада спас его от совершения оскорблений.

Потом мы вернулись в храм ИСККОН. Сегодня второй день Гаура-пурнимы. В этот день отец Господа Чайтаньи Джаганнатха Мишра раздавал угощения брахманам. Преданные тоже устроили пир в честь этого события. На этот раз на прасад пришло очень много народу, и поэтому мужчины принимали прасад в алтарной, а женщины в прасад-холле.

После обеда я немного отдохнул и отправился в излюбленное место всех вайшнавов Лой Базар. Там среди торговых рядов можно встретить всех знакомых преданных. Даже Шиварама Махарадж, который жил где-то в отдалении от Кришна-Баларама мандира, встретился мне там. Лой Базар удивительное место. Это не простой рынок, на котором через 10 минут вы уже без сил. Здесь можно и пообщаться, и послужить преданным, и отдохнуть, и посмотреть, как живут преданные Вриндавана. Когда вы подходите к какой-то лавке, вас приглашают внутрь, усаживают на мягкую ткань и раскладывают перед вами свой товар. Все продавцы на Лой Базаре преданные Господа Кришны. Они очень любят преданных ИСККОН, особенно русских. На некоторых лавках даже вывески на русском языке, а продавцы знают несколько русских слов. Все покупки из двухстраничного списка заказов, который был у меня, можно было сделать, не отходя от центра Лой Базара дальше 20-30 метров. Здесь же можно было поменять деньги.

Когда около семи вечера я с огромными пакетами возвращался в гостиницу, мы попали в пробку. Я даже не мог себе представить, что во Вриндаване существуют пробки и часы пик. Полчаса мой рикша не мог протиснуться среди других рикш, мотоциклов, лошадей, машин и тележек. Мы стояли на перекрестке, но никто не ругался, все спокойно ждали, когда пробка рассосется и движение восстановится. Мне тоже передалось это спокойствие, я достал блокнот и стал делать свои заметки.

5000 храмов Вриндавана (20.03.2003)

5000-hramov-vrindavana

В 6 утра мы вышли в обход всего Вриндавана. Если пройти по окружной дороге, это значит, что мы обойдем сразу все 5000 храмов Вриндавана. Мы пошли не спеша, повторяя мантру. По этой же дороге многие местные жители делали парикраму вокруг Вриндавана. Кто-то шел вокруг Вриндавана дандаватами, то есть ложился в полный рост и делал следующий поклон с того места, которое он достал руками. Некоторые преданные шли так целыми семьями. Впереди шел муж, делая дандаваты, а сзади шла жена. Женщинам нельзя делать дандаваты, как мужчинам, поэтому она ложилась не на живот, а на бок, и также вставала, и ложилась снова. Через 2.5 часа мы уже сделали полный круг.

Возле Кришна-Баларама мандира мы встретили многих знакомых преданных, которые только что приехали из Маяпура, пробыв там до конца фестиваля. Мы помогли им сориентироваться и устроиться.

Позавтракав, я пошел повторять мантру в Имлиталу. В этом месте растет дерево тамал, под которым Сам Господь Кришна повторял имена Шримати Радхарани, и Она появилась перед Ним. Позже, когда Господь Чайтанья пришел во Вриндаван, он также в этом месте повторял святые имена на четках. Дерево тамал там растет до сих пор. Сейчас это место принадлежит Гаудия-матх. Они собирают средства, чтобы построить там красивый храм. Я принял участие в службе перед Божествами Шри Шри Нитай Гоур Шрилы Санатаны Госвами. Потом у них был обед, и мне предложили прасад. Я принял немного сладкого риса.

После этого я пошел совершить омовение в Ямуне. Я пришел на песчаный пляж, переоделся, поклонился святой реке и вошел в воду. Река в этом месте довольно мелкая, ее можно перейти вброд и будет всего лишь до пояса. Мне бы хотелось, чтобы священные воды Ямуны смыли всю нечистоту моего сердца и помогли мне обрести любовь к Господу Шри Кришне. Я набрал воды в бутылку для преданных в России.

После обеда и до самого вечера я, как и большинство преданных, бродил по Лой Базару.

Парикрама вокруг холма Говардхана (21.03.2003)

govardhan-india

govardhan-india-dandavat

К пяти утра собралась небольшая группа преданных для парикрамы вокруг холма Говардхана. Вел нашу группу Вирья прабху. Мы взяли на всех одну трехколесную повозку "Темпо". Такие грохочущие драндулеты можно встретить, наверно, только во Вриндаване. За 40 минут он довез нас до Кусум-саровары. Это самое красивое озеро на всем Говардхане. Мы сфотографировались, разулись и отправились в долгий путь.

Manasi-Ganga

Вначале мы зашли на пруд Манаса-ганга. Сразу же местные пуджари стали предлагать преданным свои услуги. Один пуджари повязал мне на запястье красную ниточку, прочитал мантры и пожелал бхакти. От остальных благ (гирлянды, молоко и ги для Говардхана) я отказался, уж слишком навязчиво это все нам предлагали.

Потом мы пошли в храм Господа Харидева и попросили благословений на то, чтобы должным образом и в должном сознании пройти всю парикраму. Наконец, мы вышли к Говардхану и с этих пор почти все время он был у нас на виду. Мы принесли Говардхану свои почтительные поклоны.

Вдоль всего пути паломники выстраивают из 3-4 камешков маленькие домики, чтобы когда-нибудь поселиться на этом святом месте. Мы тоже сложили свои домики и отправились дальше.

Прошли "Бхактиведанта-ашрам" ИСККОН. Туда мы не попали, т.к. все было закрыто. Возле Говардхана надо идти очень аккуратно, так как даже маленькие камушки это Говардхана-шилы, и на них наступать нельзя, ведь это Сам Кришна. На дороге стали попадаться колючки, такие маленькие шарики с твердыми шипами по 2-3 мм. Все паломники из нашей группы то и дело ойкали, вытаскивая колючки из стоп.

Также парикраму совершало много индусов. Некоторые обходили Говардхан дандаватами. Некоторые из них делали 108 дандаватов на одном месте, перекладывая камушки для счета, и только потом передвигались дальше. Такой обход Говардхана (около 30 км) занимает от нескольких месяцев до нескольких лет. Иногда они идут вместе с женами. Один раз я видел, как прабху делал дандаваты, а матаджи шла сзади и, стоя на ногах, склоняясь, касалась его стоп. Иногда рядом с паломниками шли коровы, и индусы подставляли руки, чтобы набрать их мочи, выпить ее и помыть лицо. Это считается очень благоприятным. Также на Говардхане очень много павлинов. Один раз мы даже увидели, как павлин раскрыл хвост. Вирья прабху сказал, что это хороший знак.

В одной из деревень, которую мы проходили, мы купили на завтрак фрукты. И тут нас стали атаковать обезьяны. Они замечают фрукты даже в пакетах и прыгают, набрасываясь на пакет. Матаджи пугались больше всего, пока один преданный не взял палку, и обезьяны стали держаться подальше.

Один местный житель пригласил нас на Сурабхи-кунду. Мы пожертвовали ему несколько рупий, и он стал защищать нас от обезьян, пока мы кушали. Потом мы покормили подошедших коров и собак. Сурабхи-кунда прощает все совершенные ранее оскорбления. Здесь Господь Индра молился матери Сурабхи, когда оскорбил жителей Вриндавана.

Идти было довольно тяжело, все уже устали. У Игоря к тому же была огромная мозоль, и ему приходилось хромать. Наконец, пройдя несколько часов, мы обошли весь Говардхан и пошли совершить омовение в Уддхава-кунде. Этот пруд немного зарос, но мы все равно с удовольствием искупались после долгой дороги.

Uddhava-kund

Uddhava-kund-2

И еще через километр наконец-то показалась цель нашего пути, Радха-кунда, самое святое озеро на земле. Я даже не мог себе представить, что когда-нибудь окажусь здесь. Когда мы вышли к месту омовения, ступить на мрамор было невозможно, так он нагрелся под солнцем. Старшие преданные объяснили нам правила, следуя которым можно свести к минимуму оскорбления, которые мы можем нанести Радха-кунде во время омовения. Надо поклониться, побрызгать водой себе на голову, потом осторожно войти в воду, не отрывая одновременно обеих ног, то есть не прыгая и не плавая. Потом можно 3-4 раза окунуться с головой. Местные жители, в основном дети, плавали в Радха-кунде, но у них свои, особые взаимоотношения со Шримати Радхарани.

radha-kund

Взывая к милости Шримати Радхарани, мы совершили омовение. К нам несколько раз подходили девочки 6-10 лет, предлагая глину с Радха-кунды и глиняные четки. Потом мы решили обойти по берегу все озеро. На перешейке, месте соединения Радха-кунды и Шйама-кунды, установлено несколько алтарей. Пуджари стали предлагать нам свои услуги, причем очень навязчиво, вплоть до того, что хватали за руки и с силой удерживали, добиваясь, чтобы мы сделали пожертвования. От этого мне стало немного не по себе, и я поскорее ушел оттуда. Я старался не делать оскорблений, не знаю, получилось ли у меня. По крайней мере, я пытался контролировать свои мысли.

shiyama-kynda

После этого все с облегчением надели тапочки. Уставшие, но вдохновленные, мы поехали обратно во Вриндаван. Завтра утром мы с Игорем едем в Дели на Ратха-ятру.

Поездка до Нью-Дели на Ратха-ятру (22.03.2003)

krishna-balaram-mandir

В 5.15 мы пришли ко входу в Кришна-Баларама мандир и сели на рейсовый автобус до Нью-Дели (72 рупии, 2.5 часа). Специального автобуса ИСККОН на Ратха-ятру не было, так как во Вриндаване в Кришна-Баларама мандире на этот день запланировано катание Божеств на лодках, и никто из преданных не захотел пропускать это мероприятие.

Еще утром мы с Игорем приехали в центральный храм ИСККОН в Дели. Нас устроили в брахмачари-ашраме, покормили прасадом. Мы встретили еще нескольких русских преданных, которые ехали из Маяпура во Вриндаван и улетали в Россию вместе с нами на следующий день.

iskcon-temple-delhi

К полудню мы поехали вместе с делийскими преданными в Ноэду, где будет проходить Ратха-ятра. Это один из промышленных районов Дели. Там, в жилом квартале, расположен храм ИСККОН. Сейчас это обычный 2-этажный особняк, напоминающий храмы ИСККОН в России, например, в Краснодаре или в Самаре. Неподалеку преданные уже начали строительство большого храма в ведическом стиле.

Ратха-ятра началась около двух часов дня. Процессия была весьма красочной. Всем преданным раздали яркие харинама-чадары. В начале двое преданных несли транспарант шириной во всю дорогу. Затем шествовали два слона с тилаками и в попонах. Погонщики приглашали всех желающих прокатиться на них. Мы с Игорем по очереди катались и фотографировали друг друга.

ratha-yatra

За слонами шел местный оркестр. Одетые в одинаковую праздничную униформу барабанщики и трубачи представляли собой живописное зрелище. Это не были преданные ИСККОН. Их солист никак не мог запомнить Харе Кришна маха-мантру. Пришлось преданным взять их микрофон и научить их правильно воспевать святые имена. Мы с Игорем тоже пели с ними.

За оркестром две лошадки везли колесницу, на которой восседал крупный преданный, загримированный под Ханумана. Он держал бутафорскую палицу. А за ним сидели два мальчика с луками, то ли Рама и Лакшмана, то ли Лава и Куша.

Потом ехала машина с динамиками, за которой шли индийские матаджи, танцующие и воспевающие святые имена. За ними следовала передвижная дизельная электростанция. Когда уже стало темнеть, несколько носильщиков взяли в руки большие, соединенные между собой проводом фонари и светящиеся гирлянды.

И, наконец, сама колесница Господа Джаганнатхи с куполом около 15 метров высотой. Когда надо было проехать под проводами, купол опускался вниз, а потом поднимался вновь. Двигалась колесница на огромных деревянных колесах. Ее тянули за два толстых каната отдельно мужчины и женщины. На колеснице величественно восседали Шри Шри Джаганнатха, Баладева и Субхадра. Брахманы постоянно предлагали Им пуджу и кидали прасад Господа с колесницы всем желающим. Перед ними ехала еще одна машина с динамиками, и преданные громко воспевали святые имена. Колесница Господа часто останавливалась, и преданные воспевали все радостнее и громче.

За несколько десятков метров перед всем шествием группа преданных рисовала на асфальте цветным порошком благоприятные знаки. Через каждые несколько километров была устроена раздача напитков, фруктов и другого прасада.

Всей Ратха-ятрой руководил Шрила Локанатха Свами. Также в шествии принимали участие Шрила Гопал Кришна Госвами и другие санньяси ИСККОН. Местные жители очень почтительно приветствовали Ратха-ятру, подносили Господу дары, кланялись и немного помогали везти колесницу.

Когда стемнело, мы с Игорем не стали дожидаться конца шествия, а, предложив свои почтительные поклоны, поехали в храм. Нас подвез на попутной машине один доброжелатель ИСККОН.

Возвращение домой (23.03.2003)

Переночевав в делийском храме и попрощавшись с местными преданными, мы поехали в аэропорт. На нашем рейсе летело еще несколько знакомых преданных, а также группа вайшнавов из Гаудия-матх. Когда проходили таможенный контроль, у некоторых преданных были проблемы с перевесом, так как можно было везти в общей сложности 20 или 25 кг (это указано в билете), включая и то, что берешь с собой в салон. За перевес пришлось платить по 5 долларов за килограмм. 

Но так или иначе, долетели мы без особых приключений. Еще пришлось 5 часов ждать пересадки в аэропорту Ашхабада, но в компании преданных это время пролетело незаметно.

В Москве многих встречали родственники. Мы тепло попрощались со всеми вайшнавами. Надеюсь, что мы еще встретимся в святой дхаме.

Лакшмана Прана дас, 2003 г.

Поделиться в социальных сетях:

 

Добавить комментарий

CAPTCHA
Вопрос для проверки :
5 + 8 =
Решите эту простую математическую задачу и введите результат. Например, для 1+3, введите 4.
X